С июля 2025 года изменился подход к определению размера платы за использование радиочастотного спектра (РЧС). Теперь для операторов сотовой подвижной электросвязи размер такой платы не зависит от количества эксплуатируемых базовых станций, а рассчитывается на основании сведений, включенных в решения Государственной комиссии по радиочастотам при Совете Безопасности Республики Беларусь (ГКРЧ)о выделении РЧС.
Также упрощены формулы расчета размера платы и для других пользователей РЧС. В целом новый порядок расчета размера платы за использование РЧС стал проще и удобнее для практического применения. Упростились и вопросы контроля внесения такой платы в республиканский бюджет.
Обновленный порядок расчета изложен в новой редакции Инструкции о порядке определения размера ежегодной, разовой платы и платы за выделение РЧС, которая утверждена постановлением Правительства от 18 июля 2025 года № 388.
О сути изменений рассказывает начальник управления электросвязи и регулирования радиочастотного спектра Министерства связи и информатизации Республики Беларусь Дмитрий КОРЗУН.
– Чем вызвана необходимость менять практические базовые вещи – действовавший почти 20 лет порядок определения размера платы за использование РЧС?
– Стояла задача упростить для пользователей РЧС порядок расчета размера платы за его использование и контроль за правильностью такого расчета, выработать новые стимулы для развития сетей сотовой связи, особенно в сельской местности.
Судите сами. Ранее оператор сотовой связи выполнял сложные расчеты и фактически платил за использование РЧС, исходя из количества своих базовых станций с учетом количества используемых на станции секторов излучения, радиотехнологии, ширины канала в каждом из секторов, мощности излучения, высоты подвеса антенны. Все бы хорошо, но сеть сотовой связи – это живой организм, который постоянно преображается. Где-то новые базовые станции появляются, где-то выключаются, а где-то меняются мощностные параметры и даже радиотехнологии. Например, для обеспечения высокого качества сотовой связи на важных государственных, культурно-массовых, спортивных мероприятиях операторы на несколько дней включают в местах их проведения подвижные базовые станции. По прежним правилам операторам приходилось доплачивать за использование РЧС, что само по себе, наверное, было спорно.
___________________________________
В 2024 году введено в эксплуатацию 2 360 базовых станций сотовой связи, а к концу прошлого года их общее количество превысило 41 000. В 2025 году ожидается, что оно приблизится к 45 000.
___________________________________
Сети сотовой связи постоянно развиваются. В 2024 году введено в эксплуатацию 2 360 базовых станций сотовой связи. А к концу прошлого года их общее количество превысило 41 000. В 2025 году ожидается, что оно приблизится к 45 000. Очевидно, что государственному предприятию «БелГИЭ» – органу по надзору за электросвязью – контролировать платежи операторов за использование РЧС было достаточно сложно. Поэтому и появилась объективная необходимость упростить порядок расчета размера платы за использование РЧС.
– На что опирались в Минсвязи, пересматривая порядок расчета размера платы за использование РЧС?
– К этому вопросу в Минсвязи подошли более 10 лет назад. Сначала мы изучили опыт стран – участниц Регионального содружества в области связи, ряда европейских стран. Затем в 2019 году Министерство связи и информатизации выступило заказчиком научно- исследовательской работы. Исполнитель – Белорусская государственная академия связи – всецело учел опыт и предложения государственного предприятия «БелГИЭ», а также ранее полученный академией результат при разработке эталонной модели сотовой связи для условий Беларуси.
________________________________________________
В основу новых правил при расчете размера платы за использование РЧС положены значения объема РЧС, вид радиотехнологии и размер административной территории, выделенные пользователю РЧС решением ГКРЧ.
________________________________________________
По результатам НИР и был предложен новый порядок определения размера платы за использование РЧС. В его основе – использование при расчете размера платы значений объема РЧС, радиотехнологии и размера административной территории, выделенных пользователю РЧС решением ГКРЧ. С принятием Правительством изменений в Постановление № 890 размер платы за использование РЧС стал фиксированным для сотовых операторов. Это стимулирует их увеличивать количество базовых станций, используемых секторов, радиочастотных каналов, особенно в малонаселенной и сельской местности.
Еще одна из новелл – коэффициент развития, который позволяет учитывать время, необходимое оператору для строительства сети с использованием нового выделенного РЧС. За первый год после принятия решения ГКРЧ о выделении РЧС оператор платит только 10% от рассчитанного размера платы за использование РЧС, за второй год – 20% и только начиная с 5-го года – в полном объеме. И это тоже мотивирует операторов строить свои сети максимально быстро.
– В расчетах учитываются техническая, территориальная и коммерческая ценности радиочастот. Что это значит?
– Техническая ценность РЧС зависит от типа радиослужбы (подвижная, фиксированная, радиовещательная и т. д.), целей использования полосы (телевидение, радиовещание, сотовая связь, беспроводной широкополосный доступ), применяемой
технологии (2G–5G, IEEE 802.11 или все технологии вместе), а также административного уровня территории, в пределах которой выделяется РЧС (Минск и областные центры, другая территория, вся страна).
В расчетах размера платы за использование РЧС применяется соответствующий коэффициент. Он зависит от типа радиослужбы, применяемой технологии и административного уровня территории, на которую выделена полоса радиочастот, радиочастотный канал или радиочастота.
Коэффициент учитывает, что чем выше поколение сотовой подвижной электросвязи, тем эффективнее используется РЧС. Возьмем радиоканал 100 МГц – его оптимально применять для технологии связи пятого поколения, так как в этом случае можно передавать значительно больший объем данных, поэтому и значение коэффициента максимальное. В целом чем эффективнее радиотехнология, тем выше и коэффициент. Например, для 5G он составляет 13, для 4G – 8.
Но есть нюанс: у 2G, более старой технологии, значение коэффициента – 12. Это должно стимулировать операторов постепенно от нее отказываться.
Территориальная ценность РЧС связана с возможностью приема сигнала и потенциальным количеством абонентов. Для примера возьмем радиовещательную службу, которой выделяется спектр на определенной административной территории. «БелГИЭ» рассчитывает зону обслуживания радиовещательной станции и указывает площадь, на которой присутствует уверенный прием сигнала. За эту площадь оператор и платит. Однако при расчете размера платы используются различные значения коэффициента: для Минска и областных центров – 5, для остальной территории – 0,5. Такой подход стимулирует появление новых СМИ в сельской местности.
В свою очередь, коэффициент, зависящий от географического расположения территории, в пределах которой выделяется РЧС, связан с потенциальным количеством абонентов, которые попадают в зону обслуживания станции. Например, значение данного коэффициента для Минска – 2,7, что значительно выше, чем для Гродненской области – 1,11.
Коэффициент коммерческой ценности выделенного РЧС зависит от диапазона: для нижнего диапазона он больше, чем для среднего и верхнего. Например, коэффициент для диапазона 700 МГц – 1,1, тогда как для среднего диапазона – в 5 раз меньше. Это обусловлено тем, что оператору, которому выделен РЧС в нижнем диапазоне частот, необходимо построить меньшее количество базовых станций, чтобы покрыть определенную территорию.
– Инструкцией предусмотрен коэффициент, учитывающий категорию полосы радиочастот согласно национальному распределению. С чем это связано?
– До 2009 года значительную часть спектра, определенного на уровне Международного союза электросвязи для развития технологий сотовой связи, занимали специальные пользователи РЧС. Они применяли спектр в интересах госуправления, национальной безопасности, обороны, охраны правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. С развитием в Беларуси сетей сотовой связи в диапазоне 900 МГц и другие традиционные для сотовой связи полосы РЧС для лучшего охвата территории и качества услуг. В первую очередь в начале 2000-х годов важно было высвободить диапазоны 1800 МГц и 2100 МГц,
так как активно развивались сети сотовой подвижной электросвязи 2G. И следом – радиотехнология 3G, способная удовлетворить спрос со стороны абонентов на услуги передачи данных с использованием сетей сотовой связи.
В 2008 году ГКРЧ утвержден первый график мероприятий по конверсии РЧС. Согласно ему началось постепенное высвобождение указанных диапазонов частот 1800 МГц и 2100 МГц. Одновременно с этим – производство нового оборудования в интересах спецпользователей, но уже в других полосах радиочастот. Можно констатировать: сегодня у операторов есть полный доступ к диапазонам частот 1800 МГц и 2100 МГц. К слову, именно в первом диапазоне высокими темпами развивается сеть сотовой связи на основе радиотехнологии LTE-1800, благодаря которой предоставляются самые качественные услуги 4G.
______________________________________
При выделении РЧС в полосах совместного и правительственного использования оператор получает и значительные ограничения
на развитие сети.
______________________________________
По мере выполнения мероприятий по конверсии РЧС изменяются и категории полос радиочастот, закрепленные в Постановлении Правительства от 9 августа 2016 года № 620. Документом определены три категории полос радиочастот: гражданского, совместного и правительственного использования. ГКРЧ вправе выделять гражданским пользователям РЧС в пределах любой категории полос.
Но при выделении РЧС в полосах совместного и правительственного использования оператор получает и значительные ограничения на развитие сети. Ему приходится составлять частотно-территориальные планы развития сети (ЧТП), учитывающие
действующие средства специального назначения, и согласовывать их со спецпользователями, что требует финансовых и временных затрат. При согласовании ЧТП оператор получает ограничения на использование выделенного ему РЧС на отдельных территориях. В этом случае приходится, например, проектировать и строить уже не одну, а две базовые станции, чтобы охватить услугами определенный район.
Платежи за использование РЧС должны быть справедливыми. Поэтому и введен коэффициент, учитывающий ограничения на использование выделенного РЧС. Для РЧС в полосе радиочастот гражданского использования коэффициент равен 1, так как в пределах данной полосы оператор планирует использование выделенного ему РЧС. И при этом ему уже не нужно разрабатывать и согласовывать ЧТП. Коэффициент принимает значение 0,3 для полосы совместного использования, так как оператор ограничен в ее использовании и несет дополнительные затраты на разработку ЧТП. А для РЧС в полосе правительственного использования данный коэффициент равен 0,1.
_______________________________________
Процесс конверсии РЧС важен как для гражданских, так и для специальных пользователей РЧС.
_______________________________________
Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 240 «О плате за использование радиочастотного спектра» установлено, что плата за выделение и использование РЧС перечисляется в доход республиканского бюджета и направляется исключительно на финансирование мероприятий по конверсии РЧС, а также мероприятий по развитию и модернизации систем мониторига РЧС. Сложилась определенная «экосистема», когда спецпользователи РЧС высвобождают традиционные полосы радиочастот, определенные международным законодательством для развития сотовой связи. А взамен фактически получают средства операторов на финансирование мероприятий по конверсии РЧС и могут приобретать современное и улучшенное оборудование в других полосах радиочастот, непосредственно предназначенных для его эксплуатации. Таким образом, процесс конверсии РЧС важен как для гражданских, так и для специальных пользователей РЧС.
____________________________________
Категории полос радиочастот перераспределяются для расширения их использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения. А значит, упрощается и система ограничений для планирования гражданских систем радиосвязи, в первую очередь сотовой связи.
___________________________________
Результаты выполнения мероприятий по конверсии РЧС учитываются при пересмотре Таблицы распределения полос радиочастот между радиослужбами Республики Беларусь. Категории полос радиочастот перераспределяются для расширения их использования радиоэлектронными средствами гражданского назначения. А значит, упрощается и система ограничений для планирования гражданских систем радиосвязи, в первую очередь сотовой связи. При этом плата за использование РЧС для оператора увеличивается, и это обоснованно.
В целом обновленный порядок расчета размера платы за использование РЧС создает дополнительные условия и стимулирует ускоренное развитие сетей сотовой связи, особенно в малонаселенной и сельской местности. И сотовые операторы все ближе к цели – выполнить требования по охвату территории Беларуси услугами сотовой подвижной электросвязи и их качеству, как того требует Постановление Правительства от 31 декабря 2024 года № 1073.
Алиса РОМАНОВИЧ