Актуальность проблем, связанных с пандемией, не сходит с повестки дня. Какие произошли изменения, каково их влияние на перспективу развития? Вопрос далеко не простой на фоне того, что некоторые предприятия готовы прекратить свою деятельность. Наряду с этим перемены в работе ряда структур побуждают их к активным действиям, а порой даже к ребрендингу. Поэтому, возвращаясь к вопросу о влиянии пандемии, можно сказать, что она заставила многих посмотреть на себя со стороны, чтобы еще раз убедиться, что основной опорой остается интеллектуальный капитал.
Масштабные изменения в бизнесе начались еще задолго до COVID-19 и осуществлялись под общим лозунгом цифровой трансформации. Их основные предпосылки – достигнутый уровень информационной инфраструктуры, создание мощных цифровых платформ; появление приложений для носимых устройств; промышленный интернет на основе концепции «интернета вещей» как базы для Индустрии 4.0.
В результате развитие получили информационные системы предприятий, сформировались транснациональные интернет-предприятия, такие как Amazon Prime, Twitter, Uber, Netflix, Xbox и другие. Они являются теперь не только неотъемлемой частью нашей жизни, но и основой глобальной цифровой экономики с прогнозируемым объемом на долгосрочную перспективу до 100 трлн долл. США.
Анализ практики работы компаний, которые лучше справились в условиях пандемии, показывает, что они отличались следующими характеристиками:
- готовность к технологиям, что включает внедрение виртуализации и облачных технологий, более эффективное использование существующих ИТ-ресурсов и большая отдача от инвестиций;
- улучшенная кибербезопасность, включая управление идентификацией и доступом. Организация работы по формуле: правильные люди, делают правильные вещи, получают доступ только к нужным ресурсам. Гарантируется безопасная среда;
- оцифровка управленческих и бизнес-процессов. Это позволит отслеживать риски оцифровки, сокращая затраты и время на цифровизацию.
По данным интернет-источников
Пандемия COVID-19 ускорила внедрение цифровых технологий в медицину, образование и розничную торговлю и в целом привела к кардинальным изменениям в способах оказания различных услуг. В первую очередь это касается удаленки, которую можно считать уже глубоко укоренившейся. В сфере компьютерных и деловых услуг дистанционно работают десятки тысяч специалистов. Не случайно Британский словарь английского языка Collins English Dictionary объявил главным словом 2020 года «локдаун» – режим изоляции, введенный в странах мира в связи с пандемией коронавируса. Издержки режима изоляции удалось снизить благодаря платформам удаленной работы.
Уже существующие экосистемы финансовых транзакций, электронного документооборота, хранения данных и т. п. позволили смягчить шок от разрыва привычных коммуникаций. Поэтому своего рода плюсом можно считать явление, когда пандемия коронавируса подстегнула процесс цифровизации.
Предприятия и организации, которые запустили проекты цифровой трансформации до пандемии и адаптировались к новым ограничительным условиям, вполне успешно решили проблемы 2020-го и даже выросли. Внедрение технологических инноваций, риск-менеджмент и гибкий подход – это те компоненты, которые обеспечивают современному бизнесу, государству и обществу выход из любой трудной ситуации.
COVID-19 превратил оцифровку из того, что «удобно иметь», в «необходимость» для многих предприятий, вынуждая их быстро адаптироваться и модернизироваться для бесперебойной работы. Цифровизация не просто удешевляет продукты и услуги – она делает их доступнее. В период пандемии привычные бизнес-модели разрушаются, а цифровизация экономики ускоряется, поскольку новые технологии и услуги ориентируются на изменения в потреблении и дистанционное оказание услуг.
По данным интернет-источников
В настоящее время мы находимся на пике пандемии, спад которой учеными прогнозируется не ранее 2025 года, когда повысится уровень солнечной активности. Исследования показывают, что пандемии возникают только в периоды между двумя циклами, когда активность Солнца минимальна – сейчас она на минимуме. Поэтому актуальны подготовка и реализация мероприятий по дальнейшему совершенствованию подходов и методов применения в производстве и управлении цифровых технологий, организационных и технологических инноваций. Жизнь показывает, что это лучшее решение для поддержания устойчивого функционирования больших, средних и малых предприятий.
Поскольку практически все предприятия в той или иной степени являются составной частью глобальной цифровой экономической экосистемы, в первую очередь речь идет об освоении цифровых навыков, имеющих отношение к бизнесу. Речь о том, чтобы стандартизировать ведение документации, улучшить качество своих продуктов или услуг, разработать различные стратегии предложения товаров или услуг, исходя из интересов бизнеса и ситуации на внешних и внутренних рынках. При условии сохранения количества и профессионализма сотрудников.
Естественно, что цифровой подход будет работать эффективно и предприятия смогут интенсивно конкурировать, если включатся в цифровую трансформацию: оцифруют производственную и управленческую документацию, усовершенствуют и оптимизируют бизнес-процессы путем устранения излишних звеньев, повысят уровень цифровой культуры работников. Требуется цифровая перезагрузка управленческой и производственной систем промышленных предприятий. А в сфере услуг вместо упора на физическое пространство (супермаркеты, традиционные рестораны, автосалоны, кинотеатры, фитнес-центры и т. д.) требуется сделать упор на пространство виртуальное.
Во-первых, предприятиям в целом и отдельным сотрудникам необходимо набраться терпения и профессионально решить ряд сложнейших задач цифровой трансформации
При этом важнейшая из них – сбережение и развитие человеческого капитала. На наш взгляд, предприятиям необходимо переходить от концепции управления персоналом к более глубокой концепции создания привлекательных рабочих мест. Из теории и практики менеджмента известно, что эффективность предприятия на 20 % зависит от сырья и комплектующих, на 20 % от оборудования и на 60 % – от сотрудников и управления.
В это сложное время нужно думать в первую очередь о работниках и обеспечивать им достойную оплату труда, обучение, стабильный график и возможности роста. Здоровье и безопасность сотрудников и клиентов становятся приоритетом для большинства предприятий. Улучшение рабочих мест не только даст бизнесу конкурентное преимущество, но и позитивно скажется на экономике: позволит повысить доходы и платежеспособность работающих, даст импульс роста.
Старания людей сыграют решающую роль. Но для этого следует постараться топ-менеджерам предприятий. В первую очередь нужно продолжить создание культуры справедливых и обоснованных кадровых решений. Исследования психологов подтверждают, что создание условий, в которых сотрудники смогут и будут рады внести как можно больший вклад в рабочий процесс, поможет заложить основы личной ответственности за результат и в целом повысит эффективность производства. Как подчеркивали классики менеджмента, труд должен быть напряженным, но напряжение должно быть радостным.
Вторая задача – совершенствовать навыки соединения товаров и рынков, или больше аналитики
Невозможно быть успешным предприятием, если у менеджмента недостает умений соединять производимые товары (услуги) с местными и глобальными рынками.
Режим изоляции формирует новые привычки клиентов. По мнению психологов, в среднем привычка закрепляется за 66 дней, минимум – за 21 день. Карантин во многих странах длится достаточно долго, чтобы существенно изменить привычки, лежащие в основе спроса и предложения. Значит нужно вырабатывать чутье к новым предпочтениям, привычкам и всему множеству их вторичных эффектов, ловить слабые сигналы изменений и не упускать возможность сформировать новый рынок.
Здесь важны следующие действия:
1. Определить неудовлетворенные потребности клиентов.
2. Переосмыслить свой продукт (товары, услуги) для новых потребностей и новой аудитории.
3. Рассмотреть возможность партнерства со смежными предприятиями, чтобы получить доступ к ресурсам, инфраструктуре и узнаваемости бренда, чтобы вывести их продукты или услуги на новый уровень.
4. Обратить внимание на жалобы и отзывы, которые указывают на конкретные области улучшения продукта и стимулируют рост продаж. Когда клиенты видят, что предприятие отреагировало на их проблемы и внесло необходимые изменения, повышается вероятность, что они вернутся. Согласно отчетам интернет-маркетологов свыше 70 % клиентов даже поделятся своим опытом в кругу общения, что поможет привлечь больше пользователей. В результате череда позитивных изменений создает постоянный потенциал роста.
5.Проводить анализ рынков. Для прогноза будущего и своевременного реагирования нет ничего важнее аналитики – интеллектуального анализа данных. Сегодня чаще говорят о машинном обучении на основе нейросетей и статистике, которые базируются на интуиции (начиная с обучения нейросетей путем разметки текста). Такие же недостатки проявляются и у статистики в период быстрого изменения ситуации. Специалисты по статистике помогают тем, кто принимает решения, получить точные ответы. Однако это предполагает, что сами вопросы поставлены верно. То есть, статистика помогает проверять догадки, а аналитика позволяет выдвигать правильные гипотезы.
Решения на основе искусственного интеллекта и машинного обучения хорошо работают в стабильные времена, но становятся бесполезными, когда ситуация быстро меняется. Технологии машинного обучения позволяют автоматизировать выполнение задач за счет выявления закономерностей в данных и превращения их в инструкции. Но такие модели быстро устаревают, когда входные данные меняются. Аналитика же в условиях неопределенности предупреждает об изменениях правил игры, без которых автоматизированные решения становятся непригодными.
Аналитики держат руку на пульсе происходящего, сканируют горизонт в поисках трендов и задаются вопросами, что за ними стоит. А вот когда руководство уже выбрало самые привлекательные гипотезы, приходит время обратиться к статистике, чтобы проверить их и отделить верные посылки от ложных, и затем уже наступает черед машинного обучения.
Третья ключевая задача – повышение уровня цифровой культуры
Если развивать бизнес без опоры на внутреннюю культуру, то возникает немало сложностей. Известный специалист по корпоративной культуре Эдгар Шейн подчеркивал, что культура предприятия возникает и укрепляется двумя способами: позитивными процессами решения проблем и избегания стрессов, тревожности сотрудников.
Самое важное для предприятия – это культура рабочего: дресс-код и поведение сотрудников, офисная мебель, помещения, миссия и видение организации. Именно культура рабочего места определяет, как люди взаимодействуют друг с другом и ведут себя за пределами компании. Сотрудники должны уважать культуру своей организации, чтобы достичь наилучшего уровня и получать удовольствие от своей работы. То есть культура – это результат поведения людей, а не наоборот.
Ключевое значение также имеют отлаженные организационные процессы, простые правила взаимодействий, возможность принятия сотрудниками самостоятельных решений.
Модель организационной культуры Эдгара Шейна
В итоге
Последствия COVID-19 будут сказываться еще долго и уже превращаются в «новую нормальность». Чтобы закрепить положительную работу, проделанную во время пандемии, и обеспечить устойчивость в будущем, ее необходимо подкрепить адекватным финансированием, инфраструктурой и мероприятиями по сбережению и развитию трудовых ресурсов, то есть специалистов.
В условиях пост-COVID возрастает потребность в инновациях в ИТ-среде, что означает более высокий уровень прозрачности, соответствия законам и требованиям устойчивости, которые лежат в основе реального сектора предоставления услуг. Переход к новым моделям бизнеса будет опираться на быструю и полную оцифровку документов, сопровождающих мировую торговлю и международную кооперацию.
Быстрая цифровая трансформация позволяет предприятиям реагировать на пандемию и успешно развиваться. Пандемия показала, что цифровая трансформация – это не только использование технологий для общего повышения производительности предприятия, но и достижение высокого уровня цифровых навыков (цифровой культуры), способствующих инновациям, творчеству и изменениям в профессиональной сфере.
В целом пандемию COVID-19 можно рассматривать как предвестник, указывающий предприятиям, на чем именно необходимо сосредоточиться, чтобы добиться успеха в будущем с гораздо более гибкими и устойчивыми бизнес-процессами.
Б. Н. Паньшин, д. т. н., профессор БГУ
Для журнала «Веснік сувязі»
Сотрудники ОАО «Гипросвязь» принимают участие в Китайской выставке высоких технологий
11 ноября – Международный день энергосбережения
15.11.24 состоится партнерская сессия «Цифровое развитие Беларуси: status quo и перспективы»
В Москве пройдет конференция для топ-менеджеров об ускорении крупных компаний